Профориентационная работа
Профориентационная работа в лицее выступает как компонент учебно-воспитательного процесса. Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи учащимся в процессе преподавания учебных дисциплин и организации внеурочной деятельности.
В процессе профориентационной работы ученики лицея приобретают адекватные представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активно развивают их, формируют потребность и умение включаться в общественный производительный труд.
В 1 полугодии 2018-2019 учебном году работа по профориентации проводилась в соответствии с планом работы по следующим направлениям:
1 – 4 класс:
- развитие у учащихся представлений о различных видах профессий;
- формирование знаний о роли труда в истории общества и жизнедеятельности человека;
- привитие добросовестного отношения к труду, уважения к людям, занятым в различных сферах деятельности;
- развитие начальных трудовых навыков;
5 – 9 класс:
- дифференцированное представление об условиях труда в различных сферах производства, в том числе через участие в различных кружках, объединениях по дополнительному образованию;
- оказание помощи в формировании у учащихся сознательного подхода к профессиональному выбору в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося и с учетом потребности рынка труда в кадрах;
- формирование умений самооценки своих способностей и возможностей с требованиями избираемой профессии;
- профориентация через учебные предметы;
- экскурсии на предприятия;
- проведение встреч учащихся с представителями различных профессий.
Основным направлением работы лицея является комплексное взаимодействие с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Важной задачей является – формирование полноценных граждан, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие лицеисты, какую профессию они изберут, и где будут работать.
Уровень ООО лицея представлен классами с расширенным изучением математики, физики, химии, информатики. Реализуется предпрофильная подготовка через предпрофильные курсы обучения по выбору обучающихся и их родителей. Уровень СОО призван обеспечить качественное профильное образование учащихся с учетом их потребностей, познавательных интересов, способностей. Образовательная программа СОО ориентирована на достижение допрофессиональной компетенции по выбранному профилю. Вся система образования учащихся старших классов направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, его интеллекта, воспитание системы нравственных качеств, коммуникабельности, организаторских способностей. По каждому профилю осуществляется набор в 10 класс, согласно «Положению о профильных классах». Учебный план и организация учебной деятельности в профильных классах отвечает общим принципам, не зависящим от профиля.
В целях расширения возможностей учащихся по построению индивидуальных образовательных программ обучения вводятся элективные курсы. Они содержат учебный материал не входящий в базовый и профильный курс обучения в 10- 11 классе, но необходимый для профессиональной ориентации учащихся и успешной сдачи ЕГЭ.
В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.06.2018 г. №512 «Об областных инновационных и пилотных площадках» /п.1.6/, приказом по лицею от 03.09.2018 №276 «Об организации инновационной деятельности», в рамках реализации инновационного образовательного проекта по теме: «Формирование системы оценки качества образования через интеграцию механизмов внутренней и независимой внешней оценки достижения учащимися планируемых результатов», с целью мониторинга уровня воспитанности учащихся и организации профориентационной работы, в ноябре – декабре 2018 г. зам. директора по УВР Решетняк Л. Ю. было осуществлено тестирование учащихся 9 класса в автоматизированной системе анализа и оценки личностных результатов обучающихся в урочной, внеурочной деятельности и в дополнительном образовании на диагностической основе.
Тестирование проводилось по двум направлениям:
- «Социализация и профессиональная ориентация» (шкала 9) по методике изучения профессиональной направленности (методика Холланда), которая предполагала самостоятельную работу учеников в онлайн-режиме в автоматизированной интернет-системе анализа и оценки личностных результатов обучающихся (дети ответили на 45 вопросов);
- «Интересы и направленность личности» (шкала 2) по методике «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности (Опросник ДУМЭОЛП)», которая предполагала самостоятельную работу учеников в онлайн-режиме в автоматизированной интернет-системе анализа и оценки личностных результатов обучающихся (дети ответили на 30 вопросов);
класс |
по списку |
приняли участие |
методика |
9 |
26 |
21 (81%) |
Изучение профессиональной направленности |
19 (73%) |
Диагностика уровня морально-этической ответственности личности |
Изучение профессиональной направленности
Типы |
Психологические характеристики, особенности личности, способности |
Ориентация, направленность, предпочтения |
Профессиональная среда |
Конкретные профессии |
Учащиеся |
Реалистичный |
Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности |
Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение |
Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. |
механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофёр и т.д. |
нет |
Интеллектуальный |
Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность |
Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения |
Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи |
физик, астроном, ботаник, программист и др. |
Денисенко Елизавета
Кононенко Юлия |
Социальный |
Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей |
Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем |
Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. |
врач, педагог, психолог и т.п. |
Вожжов Илья
Глушко Александра
Калайджян Эллина
Попова Полина |
Конвенциональный |
Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей |
Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства |
Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных |
бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др. |
Зазулин Денис
Каплунова Анастасия
Лимонов Виталий
Станчула Полина
Щербаев Платон
Юренко Сергей |
Предприимчивый |
Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности |
Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике |
Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия |
бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д. |
Коптев Егор
Севостьянов Максим
Скрепелева Светлана |
Художественный |
Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие |
Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям |
Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения |
музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д. |
Белоусько Ксения
Вичканова Дарья
Горюнова Анастасия
Зиновьева Марина
Кольчикова Виктория
Чефонова Елена |
1) Реалистичный; 2) Интеллектуальный; 3) Социальный; 4) Конвенциональный; 5) Предприимчивый; 6) Художественный
На основании анализа результатов тестирования можно сделать вывод: преобладающие типы профессиональной направленности учащихся 9 класса не соответствуют образовательным профилям лицея.
На основании итогов тестирования рекомендуется: Классному руководителю Моисеенко В. В., педагогу-психологу Касьяновой Ж. И. и учителям-предметникам продолжить работать над формированием и развитием допрофессиональных знаний учащихся, вести дальнейшую профориентационную работу, позволяющую детям сделать осознанный, личностно-преемлемый, психологически комфортный выбор дальнейшего профиля обучения и, впоследствии – профессии, которая будет приносить моральное удовлетворение.
В течение 1 полугодия 2018-2019 учебного года для лицеистов были организованы профориентационные экскурсии, проведены различные мероприятия по формированию осознания своих интересов и способностей: классные часы «В мире профессий», встречи с представителями ВУЗов РО (профориентационные агитации), беседы о профессиях, экскурсия в ФГБНУ «АНЦ «Донской» (10 класс, охват 25 человек). Регулярно осуществляется информирование обучающихся о Днях открытых дверей.
Выводы: Сегодня лицей использует для профильного обучения учебный план учреждения, составленный на основе федерального базисного учебного плана.
В 2019 году по предпрофильной подготовке необходимо:
- Активизировать работу по организации экскурсий на предприятия, учебные заведения города.
- Активизировать проведение внеклассных мероприятий в 8-9 классах по профориентации.
- Продолжить создание банка данных о развитии способностей, склонностей учеников 7-8 классов (в рамках предпрофильной подготовки).
- Педагогическому коллективу продолжить сотрудничество с педагогом-психологом, с целью оказания учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе дальнейшего пути обучения;
- Совершенствование целостности учебно-воспитательного процесса;
- Расширение возможностей социализации обучающихся, обеспечение эффективной подготовки выпускников лицея к обучению в ССУЗах.
Заместитель директора по ВР: Шивчкова А.В.